Собственно, я тут как-то обещал дать некоторые прогнозы об изменении формата в связи с появлением еще 5 играбельных фечек, однако затянул. Сегодня, исправляю данную оплошность.
Обзор состоит из 2 частей – первая об очевидном или как изменятся текущие тиер 1 колоды в связи с добавлением новых фечек; вторая –о потенциально могучих деках, которые могут подняться до тиер 1,5 или тиер 1 в связи с выдачей правильных фечек.
Часть 1.
Джанд.Здесь есть несколько примерных листов в зависимости от сборки.
1. Круфикс-джанд с ангерами
Существа (14):
4
Тармогойф4
Темный Наперстник3
Трупоедная Слизь3
Резвая Бегунья Круфикса(5)
4
Лилиана с Завесой1
Чандра, ПиромастерИнстант/сорцери (17)
3
Инквизиция Козилека3
Уловить Мысль4
Lightning Bolt3
Abrupt Decay2
Slaughter Pact2
Anger of GodsЗемли (24):
4
Verdant Catacombs2
Bloodstained Mire2
Wooded Foothills4
Blackcleave Cliffs2
Blood Crypt2
Overgrown Tomb1
Stomping Ground1
Forest2
Swamp4
Ragging RavineСайдборд здесь не расписываем.
Собственно у деки есть основной недостаток, ранее бывший совершенно ужасным: нам надо GG/BB/RR на 3 ход. Периодически надо GGG на 4. В реальности 7 фечек, 3 из которых были ужасными Marsh Flats (ищем Кровавый Склеп и Заросшую Гробницу, как бы не хотели, Токовище не достанем), приходилось играть сразу в 2 фильтра (БГ и РГ), которые иногда еще и вместе приходили. 2 праведные фечки, к которым мы получили доступ резко упрощают ситуацию: теперь собрать B/R, B/G, R/G к третьему ходу весьма реально и просто. Однако, в силу суровых требований по цветам мы не можем позволить себе играть в 4 базика (2 Болота, 2 Леса), должны иметь 4 Равины (R/G все же), а не 2 тритопки, 2 равины. Фильтры, к счастью, ушли в прошлое.
4 Blackcleave Cliffs – очень хорошая земля, когда она у нас в стартовой – позволяет экономить хиты, делать праведный болт/дискард, не умирать от миллиона болей, когда нас парят с бурном (а бурн, к сожалению, пока еще жив).
2 Blood Crypt, 2 Overgrown Tomb, 1 Stomping Ground, 1 Forest, 2 Swamp – если внимательно присмотреться к пропорциям, то оказывается, что на 8 фечек у нас приходится 8 земель, равно как и на 6 «найди лес/болото» соответственно по 4 таргета на лес, 6 на болото. К сожалению, обменять Blood Crypt на Лес здесь нельзя, так что Луна может отключить весьма легко Круфиксов.
Важный комментарий. Круфикс джанд играет тогда, когда в мете много подов, мерфолков, зоопарков, медведей, аффинити, в противном случае, держать 2 мейновых ангера – слишком расточительно, не контроль же.
2. Value Джанд
Существа (13):
4
Тармогойф4
Темный Наперстник3
Трупоедная Слизь1
Grim Lavamancer 1
Оливия Волдарен (6)
4
Лилиана с Завесой1
Чандра, Пиромастер1
Таранный Череп Инстант/сорцери (17)
3
Инквизиция Козилека3
Уловить Мысль4
Lightning Bolt3
Abrupt Decay2
Slaughter Pact1
Терминейт1
Пульсация МальстремаЗемли (24):
4
Verdant Catacombs2
Bloodstained Mire2
Wooded Foothills4
Blackcleave Cliffs1
Blood Crypt2
Overgrown Tomb1
Stomping Ground2 Forest
2 Swamp
3
Ragging Ravine1
Treetop VillageДанный билд нацелен на большую универсальность мейна, равно как и отсутствие требования выхода на GG/RR на 3 заметно снижают требования к манабазе, что позволяет фактически забыть про существование Луны (2 Болота, 2 Леса), играть ранним агрессивным менлендом (тритопка). Очевидно, что в данной деке в сайде найдутся 2-3 ангера, возможно даже 1 Shatterstorm, те же 1-2 Курсера для мирроров, УВРов, подов, но его мы здесь не расписываем, ибо вроде говорим про фечки ?
ДжанкБез изменений – там все и так было хорошо,
Marsh Flats здесь вполне себе хорошая земля.
УВР 1. контроль
Существа (
:
4
Маг Молниеносных заклинаний2
Vendilion Clique2
Resoration Angel1
Мстящий АджаниInstant/Sorcery (25)
4x
Lightning Bolt4x
Path to Exile3x
Mana Leak3x
Cryptic Command3x
Lightning Helix2x
Electrolyze2x
Spell Snare1x
Remand1x
Anger of Gods 1
Высочайший Вердикт2
Откровения СфинксаЗемли (26):
4
Scalding Tarn4
Flooded Strand4
Celestial Colonade2
Освященный Фонтан2
Паровые отдушины1
Священная Кузня3
Tectonic Edge3 Остров
1 Равнина
2
Sulfur FallesArid Mesa уступает место комплекту
Flooded Strand, что вызвано, в основном, желанием иметь на 4 ход 3 синие и на 6 ход 4 синие (команда; снапкастер в комманду соответственно). Flooded Strand вполне активно с этим справляется, находя 3 помимо всех необходимых шоков, 3 острова и 1 равнину (то есть абсолютно все земли), Scalding Tarn не может найти только равнину. Для сравнения рассмотрим Айрид Месу: она искала только 1 Равнину и 1 Гору, которую клали лишь для того, чтобы в мид-энд гейме Меса не стояла на столе (ну и для турн 1 болт, безусловно, тоже). В целом, такая манабаза выглядит весьма уверенной и безопасной. Дека получила еще очков стабильности после выхода Flooded Strand
2. Мидрейндж (делверлесс)
Существа (14):
4
Маг Молниеносных заклинаний3
Vendilion Clique3
Resoration Angel4
Geist of St. TraftInstant/Sorcery (21)
4x
Lightning Bolt4x
Path to Exile2x
Cryptic Command3x
Lightning Helix2x
Electrolyze2x
Spell Snare2x
Remand2
Mana LeakЗемли (25):
4
Scalding Tarn4
Flooded Strand4
Celestial Colonade2
Освященный Фонтан2
Паровые отдушины1
Священная Кузня3
Tectonic Edge3 Остров
1 Равнина
1
Sulfur FallesЗдесь манабаза не претерпела серьезных трансформаций- дека стала намного агрессивнее, но Flooded Strand по-прежнему строго лучше чем Arid Mesa, так как просто ищет чуть больше и соответственно, лучше фильтурет топдеки, что в мидрейндже даже важнее.
BWR Бурн.Есть такая дека. Даже ГП затащила (RW правда). В Японии...
Существа (15):
4
Vexing Devil4
Goblin Guide4
Eidolon of Great Revel3
Grim LavamancerInstant/Sorcery (25)
4
Rift Bolt4
Lava Spike4
Lightning Bolt3
Skullcrack3
Boros Charm4
Ночные страхи3
Shard VolleyЗемли (20):
4
Scalding Tarn /
Wooded Foothills (без разницы, тут поиск гор только интересует)
4
Arid Mesa4
Bloodstained Mire2
Blood Crypt2
Sacred Foundry4
ГораВозможность играть не в 8 фечек, а в 12 значительно увеличивает эффективность лавамансера, а лавамансер, в свою очередь, весьма бодро дожигает оппонента, в какой-то степени борется с нечестными трупоедными слизями (уничтожая существ из собственного грейва и не давая той расти и гейнить хп). Так же – 12 фечек позволяют нам вообще не боятся, что черный цвет, так необходимый для нашего второго комплекта болтов (ночные страхи), нам не придет. В общем и целом, переиздание онслотовских фечек укрепляет позиции бурна.
Tarmo twin / UR twinТут существенных трансформаций в манабазе и каких-то супер свежих техов ожидать не приходится – Tarmo Twin и так обладает вполне солидной манабазой, UR twin может положить себе пару
Wooded Foothills и играть в 8 фечек. Правда и это ему вряд ли поможет – трехцветная версия в силу большей надежности и меньшей зависимости от комбы все больше выживает своего старшего брата.
Мелира Под. Здесь в общем-то тоже изменения не глобальные – лежали не очень эффективные Misty Rainforest и они меняются на ГВ фечки. Итого выходит что-то вроде: 4 Verdant Catacombs, 4 GW или 3, 3, 2 Marsh Flats для наркоманов, играющих в комплект дикеев мейном
Кики-подСущества (33)
4
Birds of Paradise4
Kitchen Finks4
Noble Hierarch3
Restoration Angel2
Kiki-Jiki, Mirror Breaker2
Voice of Resurgence2
Scavenging Ooze2
Deceiver Exarch1
Phantasmal Image1
Murderous Redcap1
Linvala, Keeper of Silence1
Wall of Omens1
Izzet Staticaster1
Glen Elendra Archmage1
Zealous Conscripts1
Wall of Roots1
Spellskite1
Qasali Pridemage4
Birthing PodЗемли (23)
4
Grove of the Burnwillows4
Wooded Foothills / 4
Misty Rainforest / 2 Misty Rainforest, 2 Wooded Foothils и т.д.
4
Arid Mesa2
Gavony Township1
Temple Garden1
Stomping Ground1
Steam Vents1 Plains
1 Mountain
1
Hallowed Fountain1 Forest
1
Breeding Pool1
Sacred FoundryЗдесь я, если честно, не нашел особо большой разницы в представленных выше вариантах. Вроде 4 Рэйнфореста/ 4 Месы закрывают всю четырехцветность (более того – есть 4 цели под равнину, 4 под лес, 4 под гору ,3 под остров). Но дека вроде ная со сплешем на синий, что разрешает попробовать какие-то другие комбинации фечек (например все по 2: 2 Arid Mesa, 2 Wooded Foothils, 2 Misty Rainforest, 2 GW), при этом количество шоков не меняется. Grove of the Burnwillows – хотя и имеет дроу бек для агрессивного плана, по прежнему очень надежная земля, ибо позволяет экономить хиты. Комбо план, к тому же, здесь никто не отменял.
Часть 2. Во второй части обзора я хотел рассказать о возможном пополнении тиер 1 дек. И к таковым относятся 4 кандидата: эспер контроль, БУГ мидрейндж, Дега мидрейндж и трайбл зоо
Трайбл зоо.Дека, жестоко эксплуатирующая силу домена (tribal flames) своим ядром остается наей со сплешем на синий. Черного цвета шок там находится ради лишь активации домена на максимум. Поэтому издание Wooded Foothils автоматически убирает Verdant Catacombs, Marsh Flats из деки, заменяя на 4 Wooded Foothils, 4 Scalding Tarn, 4 Arid Mesa. Подробности по деке раскрывать не буду – кому интересно – пишите в личку.
Эспер контрольДека, которую на ГП Бостон-Ворчестер (на много к человек) пилотировал Вафо-Тапа, прошедший во второй день, но дотянувший только до топ 64). Идея проста – есть очень крутой Эспер чарм (уничтожить целевую чару, возьмите 2 карты, целевой игрок дискардит 2 чары), есть доступ к УВ, есть дискард + надежный черный ремувал.
Эспер контроль (за основу взят лист Вафо-Тапа):
4
Celestial Colonnade4
Flooded Strand4
Polluted Delta2
Hallowed Fountain2
Watery Grave3 Island
2 Plains
4
Drowned Catacomb1
Tectonic Edge4
Spell Snare4
Path to Exile2
Remand2
Logic Knot2
Shadow of Doubt4
Think Twice4
Esper Charm4
Cryptic Command2
Supreme Verdict1
Wrath of God2
Sphinx's Revelation1
White Sun's Zenith2
Snapcaster Mage Sideboard:
2
Oust1
Celestial purge1
Disenchant1
Detention Sphere1
Wrath of God2
Stony Silence1
Elspeth, Knight-Errant1
Elspeth, Sun's Champion3
Thoughtseize2
Teferi, Mage of ZhalfirКак мы видим, это чистый контроль, сначала устанавливающий доминирование над столом (для того 3 мейновых враса), затем выходящий на много маны и ставящий много котиков с зенита (причем у зенита есть полезное свойство – он возобновляемый). Очевидно, что у деки очень много дрова (4
Think Twice, 4
Esper Charm), сделана ставка на дешевый контр двухмановых угроз при поддержке ремандов и логик кнотов и находим базовые для pure control 4 комманды. После сайда дека может обзавестись финишерами в виде плейнволкеров, а так же порядочной долей хейта большинства дек формата.
Естественно, данный лист ( в котором я заменил фечки – тарны и марш флетсы на более подходящие) разрабатывался под конкретную мету, поэтому приведем более стоковый, вакуумный лист:
Эспер 2.0
Инстант/Сорцери (29)
1
white sun's zenith4
cryptic command2
spell snare2
condescend2
Mana Leak4
path to exile2
Doom Blade2
Smoother1
wrath of god2
supreme verdict4
esper charm3
think twice2
sphinx's revelation3
snapcaster mage1
batterskullЗемли (26)
4
flooded strand4
polluted delta4
celestial colonnade1
ghost quarter3 island
1 plains
1 swamp
2
hallowed fountain2
watery grave2
godless shrine2
glacial fortress Sideboard:
1
celestial purge1
engineered explosives2
negate1
dispel1
supreme verdict1
ashiok, nightmare weaver3
thoughtseize3
lingering souls1
relic of progenitus1
vendilion cliqueЗдесь фактически уменьшено количество спел снаров, которые в некоторых матчах могут стать полностью мертвыми картами, убраны реманды, которые в данной деки либо выступают в качестве темпо-плей + взять карту (а карт дрова в деке 7 шт + ревелейшены, так что и без них хватает) и заменены на кондесенд, так же берущий карту, но еще и могущий надежно поконтрить, убраны Логические кнуты и добавлены маналики (то есть все равно сохраняется тот момент, что в контроле надо себе сдавать все ответы вовремя), добавлен 1 снапкастер. Переработан сайд : Ашиок весьма неплох оказывается против мидрейнджей и контролей постсайд (когда дикеи отсайжены), души после ГП Бостон-Винчестер все и так уже о себе сказали, дешевые и надежные контры – ответ на контролей и комбы, эксплозия – ранняя борьба с аггрой, аффней, инфектом.
Проактивный эспер (поболее винконов)
4
Path to Exile1
smother3
Spell Snare2
Think Twice3
Mana Leak3
Cryptic Command4
Esper Charm2
Supreme Verdict2
Sphinx's Revelation2
Snapcaster Mage2
vendilion clique3
Lingering Souls
1
White Sun's Zenith1
Gideon Jura1
Elspeth, Knight Errant4
Flooded Strand4
Polluted Delta2
glacial fortress2
Hallowed Fountain2
Watery Grave1
Godless Shrine3 Island
1 Swamp
1 Plains
1
Tectonic Edge1
Ghost Quarter4
Celestial CollonadeСайдборд
2
Doomblade1
celestial purge1
engineered explosives2
negate1
dispel1
Wrath of Gods2 Ашиок
1
таранный Череп4
Уловить мысльСобственно данная версия по прежнему первые ходы сидит на контре, однако может быстрее выставлять угрозы, играть эспер чарм в режиме дискарда и т.д.
БУГ мидрейнджДека состоит из BGx core (тармо, конф, дискард, лилиана) к которому добавили хороших снапкастера и вендилионку. Издание нового чарма – Талисман Султаи (Уничтожьте целевое одноцветное существо, Уничтожьте целевой артефакт или чары, Возьмите две карты, затем сбросьте карту), который обладает высокой степенью универсальности (артефакт, одноцветное существо – на аффинити, пусть даже с тармо, чары – до свидания треадсы оф дислоалти или боглы, карт дро с дискардом весьма занятен сам по себе), может способствовать повышению популярности данной стратегии.
Земли (24):
2
watery grave2
overgrown tomb1
breeding pool3
darkslick shores4
creeping tar pits3
verdant catacombs2
misty rainforest2
Polluted Delta1 island
2 swamp
2 forest
Creatures: 14
4
Тармогойф4
Темный Наперстник3
Маг молниеносных заклинаний2
Трупоедная Слизь2
Вендилионская КликаPlaneswalkers: 5
4
Лилиана с Завесой1
Ашиок, Ткач КошмаровSpells: 17
2
slaughter pact3
thoughtseize3
inquisition of kozilek3
Sleight of Hands3
abrupt decay3
Талисман СултаниСайдборд:
1
Пульсация Мальстрема1
Внезапный Распад3
Fullminator Mage2
Thrun, the Last Troll2
Engineered Explosives2
Kitchen Finks2
grafdiggers cage2
Сreeping CorrosionСобственно в деке есть все – дискард – кантрипы – большие и страшные угрозы – кард дро. В целом, это попытка стабилизировать БГ за счет кантрипов, предлагаемых синим цветом + добавить еще одно адвантаджное существо – снапкастера, способного выступить в качестве дополнительного ремувала, кантрипа, дискарда (в зависимости от обстоятельств).
to be continued