Я хотел бы поговорить о 2004 годе. Он очень запомнился многим магам одним событием (нет, не доминацией аффинити и борьбой
Равагеров в грязи, одетых в одни трусы).
2004 год ознаменован разделением существующего вечного формата на
Legacy и
Vintage. Зачем? Позволю ремарочку, в те далекие годы не было ни плейнсволкеров, ни крутых существ. Только представте, как давным давно
Survival of the Fittest, ныне запрещенный к использованию на турнирах формата
Legacy, гонял
Tradewind Rider'а или
Flametongue Kavu,
Psychatog был сильным финишером, стоунблейд сине-красным и почти без существ, а текущий вариант зоопарка не содержит ни 1 существа из прошлых лет, справедливости ради, почти любая колода не имеет ничего общего (кроме идеи) со своими предшественниками. В то время все играли большими заклинаниями и
Fact or Fiction считался хорошим дровом, не было дреджей, а гроза формата
Stifle был пет-картой. То время было по-своему прекрасно (мне искренне жаль, что я его не застал), замечательное ощущение неизведанного, желание пробовать и пробовать свои, пусть и безумные, но идеи. Играть тем, чем нравится, а не формат-staple’ом.
Тайм Спираль блок принес нам новое честное существо all-format star
“неназывай 0/1 за 1G”, что сделало очень серьезный сдвиг в метагейме всех форматов, по праву получивший титул “beater”, оно неторопливо начало занимать свои слоты во всех колодах. Любой хороший игрок того времени на вопрос лучшее зеленое существо ответил бы в зависимости от предпочтений:
Wild Mongrel,
Werebear,
Quirion Dryad. Везде где можно было получить зеленую ману, он прочно занял себе место.
Следом выходит Лорвин, принеся нам новую механику, аннонсированную на Тармогойфе: Planeswalkers - чудные Мироходцы за жетоны лояльности выполняли различные функции, в общем честные для своих стоимостей. Забегая вперед, хочется упомянуть об
Elspeth,
Liliana и
JTMS, для примера сравните любого с
Гарруком, на то время крутым.
Но не только новая механика могла служить разочарованием того времени, изменилась ротация
Extended, она стала чаще и после огромнейшего кардпула, начиная с Масок, мы получили довольно скудный обрезок. Вскоре формат
Extended вымрет.
В Аларе задают новый power-level существ, мощные утилити-парни, вкупе с колоссальных размеров рыцарями навсегда уберут из формата
Loxodon Hierarch’а и
Flametongue Kavu,
Элспет будет поднимать
заводы и станет legacy-staple’ом.
Что нам подарил Zendikar-блок, думаю не стоит подробно рассматривать, формат изменился навсегда. Синий почти всегда
Джейс, белый –
Мистик. Без вариантов, иначе твоя колода становится неконкурентноспособной.
Наступает 2011 год появление еще одного неротирующегося формата Modern.
Волшебники побережья снова предлагают нам попробовать себя в декбилдинге. Незамысловатый бан-лист, который в будущем значительно пополнится, ограничивал весьма условно. Что же такое модерн? Неротирующийся формат, в котором легальны все выпуски с новым обрамлением, подробнее можно посмотреть вот здесь:
http://www.wizards.com/magic/tcg/resources.aspx?x=judge/resources/sfrmodernТам же есть и ограниченные к использованию карты, среди которых можно увидеть очень много испортивших баланс. Ориентировочно половина запрещенных карт в этом списке появлялась после результатов крупных турниров, на которых известные и не очень игроки находили надежную стратегию с использованием этих карт, так как она оказывалась слишком эффективной по сравнению с другими, ей не оставляли шанса. Делается это с целью баланса, многие игроки хотят видеть разнообразные колоды с интересными стратегиями, необычным планом на игру и неочевидной интеракцией (по крайней мере, мне в этом и видится суть самой игры), в то время как загонять еще один формат в известное камень-ножницы-бумага было бы нечестным по отношению к игрокам. Следовательно мы имеем новый неротирующийся формат, который позволяет реализовывать безумные идеи и ностальгировать по старым любимым картам.
Хоть формат и молодой и постоянно меняется, мне все же хотелось бы не вводить в заблуждение и сказать, что и в нем есть четко обрисованные колоды первого эшелона. Я лишь кратко объясню суть:
1)
Jund – мидрендж в красном зеленом и черном цветах, в котором просто лежат лучшие карты своих цветов:
Bloodbraid Elf,
Dark Confidant,
Tarmogoyf,
Blightning,
Liliana,
Lightning Bolt. Высокого качества карты (не печати, а силы в формате), сильный КА, оживающие земли. Является очень надежным выбором на любой турнир.
2)
Aggro Loam – колода в цветах джанда, активно использующая Retrace-механику и
Life from the Loam, впрочем, большинство карт с джандом совпадают.
3)
Affinity – артефактная агрессия, несмотря на бан артефактных земель, роботы готовы снова врываться, теперь у них есть
Etched Champion, которого невозможно заблокировать, а также
Inkmoth Nexus, который вкупе с
реведжером или
плейтингом способен в одиночку выиграть игру.
4)
Boremandos – колода со странным названием является по сути эволюцией Boros Aggro (РВ агрессия с кучей бурна), теперь она имеет очень агрессивного
Делвера и
Гейста, а так же универсальный ответ в виде
Remand и такого сильного утилити, как
Snapcaster Mage.
5)
Urza’s Tron – их много и в разных цветах, название получила от цикла земель:
Urza’s Mine,
Urza’s Tower,
Urza’s Power Plant, которые дают по 1 бесцветной мане, но когда на поле битвы находятся все 3, то шахта и электростанция дает по 2 маны, а башня 3. Утилизируют много маны в страшных монстров, например Emrakul, Ulamog, Kozilek, либо
Karn Liberated или
Mindslaver. На данный момент популярна RG версия с большим количеством манафикса, вроде
Chromatic Star и
Chromatic Sphere.
6)
Melira Pod – черно-бело-зеленая колода, которая убивает с помощью бесконечного возвращения
Красной Шапочки, через
Мелиру. В целом способна играть как старый Rock, просто посылая существ в атаку, но очевидно из-за комбы консистентность небольшая и основным планом остается убивать с помощью Мелиры. В свою очередь
Birthing Pod позволяет быстро найти куски комбы.
7)
Storm-combo – еще одна комбо-колода, но уже поддерживает другой план на игру. Идея проста, сыграть много заклинаний для накрутки шторма и убить через
Grapeshot либо
Empty the Warrens.
Это был кратко формат-стейпл, колоды с которыми надо уметь играть, либо не стоит идти на турнир вовсе. Многие игроки собирают именно одну из этих колод, так как считают их надежными. Но формат молодой и открыт для инноваций. Так же, как и легаси много лет назад. Можно почувствовать нечто неизведанное и радоваться, играя любимыми карточками, не заморачиваясь, что никого не выиграешь. Поэтому я предлагаю отойти от следующей концепции.
Если хочется попробовать формат, а собственных идей нет, я предлагаю несколько колод, которые выступают с хорошим результатом, но не являются Tier1. В свою очередь они стоят небольших денег и в основном дорогие карты можно использоват в другой колоде. Ориентировочно любая из нижепредложенных колод обойдется в районе 100 долларов, что не так и много для неротируемого формата, не так ли?
1)
Tooth and Tron – разновидность трона, использует лишь зеленый цвет, соответственно теряет ответы на очень сильную агрессию, способна играть лишь в свое агро-комбо, но по-прежнему может предлагать больших парней каждый ход. Также способна почти с пустого стола убивать на 4 ход через
Tooth and Nail.
2)
Martyr–white - неплохой битдаун, умеющий получать огромное количество жизней за счет механики Forecast, а в частности
Proclamation of Rebirth в
Martyr of Sands. Огромным плюсом стоит отдельно выделить способность игнорировать за счет этой связки встречную игру.
3)
Living End – комбо, основаная на механике
Cascade, все что нужно – циклить наших больших ребят в поисках любого заклинания с каскадом, которое в свою очередь разыграет сам
Living End. Также колода может удивить оппонента просто ставя существ за ману, многие сине-содержащие колоды не переживают каждый ход существо 4/4.
Резюмируя вышесказанное, хочу заострить внимание на том, что я выделил лишь часть колод, исключительно Tier1 и пару дешевых, Модерн – формат новый и еще многое в нем неизведанно, как Вы сами могли убедиться – метагейм очень разнообразный и меняется довольно часто. Я привел примеры колод лишь для ознакомления с форматом. Долго ли они еще будут занимать призовые места – время покажет, на данный момент в Tier1 нет ни одной колоды, которая была в призах на первом ГП в формате Modern. Напомню, что за очень короткий срок, пока существует формат, было забанено много колодообразующих карт. Формату дают жизнь, балансируя и избавляя от ненужных стейплов.
И главное помните, Магия – это хобби, неважно выигрываешь ты или проигрываешь, важно – получить удовольствие. Модерн нам предлагает честную борбу в еще неизведанном формате, где мы сможем играть любым безумием
Искренне Ваш.